Школа Лучистов
В «Парусной Академии» открывается специализированная школа для швертботистов!
Занятия проводятся на швертботах класса «Луч» – одном из самых популярных и массовых классов в России. Швертбот - это небольшая парусная одномачтовая спортивная яхта. Она очень легкая, а главное ее отличие от килевых яхт – она может делать оверкиль (перевернуться в воде).
Тренировки подходят и для детей, и для взрослых вне независимости от пола. Многие профессионалы любят говорить: «Умеешь управлять «Лучом» – умеешь управлять любой яхтой».
Специально для школы была разработана программа на 10 тренировок, которая научит управлять «Лучом» с нуля. Вместе с тренером вы будете отслеживать свой прогресс, работать над ошибками, поймете принцип работы этой яхты и сможете ходить самостоятельно и даже участвовать в регатах.
3 часа
Характеристики «Луча:
Экипаж: 1 человек
Тип: швертбот
Конструкция: стеклопластик
Оснастка: Кэт
Длина: 4 м
Осадка: 0,2 (0,6) м (со швертом)
Водоизмещение: ≈ 160 кг
Ширина корпуса: 1,37 м
Высота рангоута: 5,95 м
Площадь паруса: 7,05 м²
«Парусная Академия» владеет собственным флотом новых швертботов «Луч», предназначенным для тренировок и для регат. На нашем сайте есть статья о том, как проходит занятие на «Луче».
Преимущества «Луча»:
- Вам не нужна команда – вы управляете лодкой самостоятельно
- Вооружить и спустить лодку на воду может один человек
- Легкость корпуса позволяет прочувствовать любые изменения ветра, что пригодится в дальнейшим на килевых яхтах
- Управление «Лучом» - это комбинация тонких настроек и внимательности. Для новичков – лучший способ развить свои навыки в парусном спорте.
Записывайтесь на занятия и уже через 10 уроков вы сможете выходить на «луче» самостоятельно.
Laser: инструкция по эксплуатации
Одним из популярных типов яхт по праву считается швертбот. Легкий, одноместный, простой в управлении, позволяющий прочувствовать ветер и отработать тонкую настройку парусов, что так помогает во время гонок не только на Лазерах и Лучах, но и на килевых яхтах. И чтобы лучше разбираться в этом типе яхт, мы подготовили серию статей, где расскажем об особенностях и углубимся в теорию, чтобы ответить на вопрос: «зачем яхтсмену швертбот?» И начнем обзор с одного из самых известных классов – Лазера.
Лазер – это одноместный гоночный швертбот длиной четыре метра. После «Оптимистов» - это один из самых массовых классов: сейчас в мире насчитывается больше 200 тысяч яхт. У Лазера нет киля. Вместо него – шверт, который позволяет создать боковое сопротивление и добавить остойчивости, чтобы лодка не перевернулась.
Существует три типа Лезеров: Лазер 4,7, «Лазер Стандарт» и «Лазер Радиал». Об их отличиях мы поговорим ниже.
Терминология
Швертбот (Schwertboot — «лодка с мечом») — тип конструкции парусной яхты, характеризующийся наличием шверта и отсутствием балластного фальшкиля.
Шверт – большая заглублённая плоскость, нередко убирающаяся. Предназначен для увеличения бокового сопротивления судна и повышения его остойчивости. Используют в первую очередь на скоростных или малоразмерных судах, когда невозможно использование киля.
Яхта, которую можно перевозить на крыше автомобиля
В 1969 году канадский конструктор и гонщик Брюс Кирби решил создать яхту, которую можно будет легко перевозить на крыше автомобиля. Однажды собрались в баре он и двое его друзей-яхтсменов – Ян Брюс и Ганс Фог. В ходе оживленного разговора и зарисовок на салфетке родился концепт «идеальной яхты» - швертбота Лазер.
Основной посыл этой лодки заключается в простоте сборки и транспортировки, а также легкости корпуса и возможности легко перевернуть яхту после опрокидывания на воде. За счет отсутствия киля яхта легко переворачивается, но шверт помогает избежать этого. Остойчивость швертбота поддерживается путем перемещения веса экипажа (открена и закрена).
Выпуск Лазера произвел фурор – в том время его дизайн был революционным. Швертбот обладает герметичным корпусом и сравнительно небольшим кокпитом. За счет легкого веса – а он составляет около 60-ти килограмм – Лазер легко вернуть в исходное положение при опрокидывании и оверкиле.
Основная задумка Кирби заключалась в том, чтобы яхту не только было легко перевозить и хранить, но и собрать/разобрать в одиночку. И Лазер решал эту задачу: мачта состоит их двух частей, которые легко соединить и установить в специальный «стакан» в корпусе. Сборка лодки в полностью рабочее состояние занимает около 10-ти минут.
Все это привело к тому, что Лазер быстро обрел популярность, как у профессиональных спортсменов, так и у яхтсменов-любителей. Кроме того, на этих швертботах активно тренировались «финнисты» - участники Олимпийских игр в классе более тяжелых яхт Финн. За счет того, что Лазер проще и легче, на нем можно было отлично тренировать скорость реакции и координацию.
Первый чемпионат мира в классе Лазер был проведен в 1974 году на Бермудах и собрал представителей 24 стран. В 1996 году на Олимпийских Играх в Атланте Лазер дебютировал как новый олимпийский класс для мужчин. Преимущество перед Финнами стал, как ни странно, вес гонщика: для «финистов» он должен быть чуть больше 85 килограмм, чтобы справиться с лодкой. Лазер же подразумевает снижение этого порога до 70 кг без потери результата. Первым олимпийским чемпионом в новом классе стал молодой бразилец Роберт Шейдт, который на тот момент был уже трехкратным чемпионом мира в этом классе.
Главная особенность Лазера, как класса – строгое соблюдение всех параметров при выпуске яхты с точностью до миллиметра. За соблюдением этих правил следит Международная ассоциация класса Лазер.
Международная ассоциация класса Лазер (ILCA)
Международная ассоциация была создана в 1972 году, чтобы контролировать соблюдения правил класса при выпуске новых яхт и проводить отборы на соревнования разного уровня.
Задачами Ассоциации стали:
— обеспечение обмена информацией между гонщиками класса по всему миру
— продвижение и развитие гонок в классе во всех странах по единым правилам
— поощрение и способствование развитию спортивных направлений и любительских аспектов
5 апреля 2021 года общественная организация, развивающая класс Лазер (ILCA) в России, была наделена статусом «Признанная ассоциация класса яхт», что позволяет проводить официальные соревнования на территории страны.
Особенности конструкции
Как мы уже писали выше, существует три типа Лазеров: Лазер 4,7, «Лазер Стандарт» и «Лазер Радиал».
Корпуса идентичны, основное различие заключается в площади паруса, который подбирается в зависимости от веса яхтсмена.
Laser 4.7
Площадь паруса 4,7 м². Вес спортсмена - 45–55 кг. Обычно на этот тип пересаживаются подростки, которые уже выросли из «Оптимиста».
Laser Radial
Площадь паруса 5,76 м². Вес спортсмена – 55-75 кг. Чаще всего на нем гоняются девушки, в том числе на Олимпийских играх.
Стандартный Laser
Площадь паруса 7,06 м². Вес спортсмена – 75-85 кг. Считается типом для спортсменов-мужчин.
Однако, ограничения по весу не предусматривает жесткие правила. Лазер выдерживает вес до 100 кг, однако при превышение предписанных норм управлять лодкой становится сложение, а ее маневренность снижается. Это же относится и к недобору веса в конкретном типе швертбота.
Класс Лазер отличная находка для гонщиков килевых яхт, так позволяет тоньше прочувствовать все особенности настройки парусов. Жесткие требования к параметрам лодки исключают возможность «денежных гонок»: победить в регате можно только за счет тактических приемов, о которых мы поговорим в следующем материале.